НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Александр Караман: приднестровцы могут проснуться в Молдове!

Евразия // 07:28, 18 мая 2012 // 2206

ИА "Лента ПМР", публикует фрагменты выступлений участников слушаний по законопроекту «О целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова».

Александр Караман: Ув. товарищи, я убежден, что закон нужен! Тут были вопросы, сомнения: «Нужен закон или не нужен?» Есть Конституция, есть результаты, итоги референдума. Конституция не регулирует все правоотношения. Это Основной закон, поэтому и принимаются в развитие конституционных норм десятки, сотни, а то и более законов, которые регулируют конкретный круг правоотношений. Поэтому закон такой и нужен. Был бы он принят раньше – я не уверен, что это состоялось бы, но был бы он принят раньше – действительно, может быть бы, не было этих высказываний помощника президента, Михаила Михайловича Бергмана, о том, что нам достаточно автономии. Может быть, и ваш коллега, депутат Хоржан, который, по крайней мере, со слов СМИ, выступал в Кишиневе на Гражданском конгрессе от имени абсолютного большинства приднестровцев, что поддерживает суверенитет и законность в РМ и создание общества Молдова – Приднестровье по примирению и согласию… Для нас бы этот закон был бы, понимаете, наподобие призыва политрука Клочкова под Москвой, что «позади Москва, отступать некуда!» Вот это был бы закон, который бы регулировал конкретно компетенцию, полномочия для сторон в переговорном процессе. Я тоже вчера смотрел комментарии нашего министра иностранных дел, много и красиво говорилось, но вот аргументация, что мы немножко вот вели себя, как слон в посудной лавке, приняв этот закон, – никто в мире так не делает, принимая законы, которые могут осложнить переговорный процесс. До нас это уже сделано. И все сегодня говорили, не буду останавливаться на законе 2005 года, на различных постановлениях, касающихся отмены ранее достигнутых соглашений в таможенной области и во многих других. Поэтому – неужели мы такие наивные и надеемся, что если мы отзовем этот законопроект, то Молдова вот тут же в знак признательности денонсирует свой закон, отменит все ранее принятые нормативно-правовые акты органов исполнительной власти? Вы знаете, я смотрю, и у меня создается впечатление, что нас потихонечку стали приучать к присутствию Молдовы в Приднестровской Молдавской Республике. Вот началось это с таможенных структур. Ув. Григорий Степанович Маракуца, выступая по телевидению, говорил: «Да, ничего страшного в этом нет! Это не потеря суверенитета, это для удобства людей! Это все у нас для людей, понимаете! Чтобы не ездили люди в Молдову, физические лица, юридические, предприниматели, им же удобнее будет вот здесь, в Тирасполе, пришли, все согласовали и дальше занимаются своей коммерческой деятельностью». Ну, нормально, если для людей. Ради людей чего не сделаешь! Потом скажут: а завтра нотариат. Это же тоже для людей удобно, чего они будут ездить на Варницу, в Анены, давайте в одном месте так структуру нотариальную Молдовы разместим, тоже для людей. А потом структуру какой-то дорожной полиции, ведь тоже проблема с номерными знаками, со страховками, с водительскими удостоверениями. Да люда «за» скажут всегда! А потом еще одну новость скажут: «А вот суды наши, наши граждане не могут, к сожалению, обратиться в Европейский суд по правам человека. Вот надо, может быть, и судебную какую-нибудь структуру Молдовы сюда. А то они: «Вот какое количество людей, и лишены, поражены в таких своих правах». Вон Илашку через Европейский суд по правам человека отсудил у России энную сумму денежек! Потом нам кто-то скажет: «А зачем нам модернизировать свое здравоохранение, строить свои клиники, свои диагностические центры? Вон в Молдове есть все это. Легко и просто можем туда поехать и лечиться». А кто-то может сказать: «А вот давайте мы своих детей отправим на отдых в лагеря в Молдову. Пусть они там просыпаются и ложатся под флагом РМ, под гимном РМ. Пусть их там научат тому, в какой стране они живут и что собой представляет их Родина». Уже раздаются призывы, так, намеки, что давайте мы будем финансировать школы, не только румынские школы. Ну, есть же проблемы с бюджетом у нас, как бы, в республике. Золотой запас куда-то пропал. Давайте будем финансировать, может быть, все молдавские школы… И вот легонечко, легонечко, потихонечку – это же все для людей! – и в один день мы проснемся с Мостом цветов, уже и Мост цветов будет, понимаете! Это же идет к примирению, к согласию, а чего дальше спорить, штыки в землю – и все нормально!

Вот я обратил внимание на некоторые совпадения некоторых моментов. Вот момент отзыва проекта, законопроекта, события в Кишиневе, да, унионисты, траур, приспущенный флаг, 200 лет Бессарабии, иго, и заявление Брюсселя об отмене санкций в отношении руководства Приднестровской Молдавской Республики. Вот как-то оно совпало, не знаю, случайно, ну, почему-то мне кажется, что в этом мире ничего случайного не происходит. Ну, санкции, понятно. Они как бы уже и не нужны, потому что те, против которых они были направлены, их просто уже нет, это не актуально сегодня. Да, они стояли у истоков создания Приднестровской Молдавской Республики, они защищали Приднестровскую Молдавскую Республику. Они вели Приднестровье по пути интеграции с Россией, они готовы были, заявляли, по крайней мере, о том, что готовы разместить в ответ на экспансию НАТО и системы ПРО в Европе – Румынии, мы не против были бы, если бы Россия согласилась разместить соответствующие системы противодействия. Пусть «Искандер» или не «Искандер», решать России. Но теперь их нет, они уже не опасны. Можно против них отменить санкции. А вот нынешние, ну, наверное, за это, может быть, достойны премии или льготных виз каких-то в любые страны, в шенгенские и т.д. Смущает прозвучавшее вчера, опять же в информации, в программе «День», о том, что готовится новый законопроект о создании следственных групп, которые будут заниматься расследованием всех нераскрытых убийств, начиная с 1992 года. А почему такая дата? 1992 год? А не попадут ли под эти санкции участники боевых действий со стороны Приднестровья? А не будут ли потом какие-то совместные следственные группы, может быть, с РМ, ведь дела то там еще не закрыты на многих из нас. Вот как-то вот эти моменты, понимаете, начинают немножко смущать. Поэтому я еще больше после услышанного, и сегодня в том числе, убежден, что закон такой нужен, требует доработки отозванный законопроект, и пусть депутаты от своего имени, я думаю, что найдется группа депутатов, которые внесут такой законопроект и примут его. Потому что вот сидит Валерий Анатольевич, мы с ним первые три-четыре года вели практически все переговоры с РМ. Причем в более сложное время, мне кажется, чем сейчас. Но вы знаете, мы, практически после каждой встречи, после каждого раута, мы отчитывались перед Верховным Советом. Да, было неудобно, да, Верховный Совет, нам казалось, иногда ставит неудобные вопросы, да, вот мешает и т.д. Но мы стояли в жестких рамках. Шаг влево, шаг вправо – и никуда. Поэтому именно этот момент еще раз меня убеждает в том, что такой закон нужен, для того чтобы исполнительная власть вела переговоры именно в рамках тех параметров, которые определены парламентом, а в целом – определены нашим народом. Вот тут можно уже говорить и о Конституции, и об итогах референдума 2006 года. Спасибо за внимание.