/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Освещение явления коррупции в средствах массовой информации Молдовы

Евразия
//
16:06, 4 февраля 2008
//
3409
 Отчет о результатах мониторинга. Декабрь 2007 г.



Программа «Консолидация возможностей мониторинга со стороны гражданского общества Молдовы» финансируется Правительством США через Корпорацию Вызовы Тысячелетия в рамках Агентства по международному развитию США (USAID). Программу внедряет Академия образовательного развития США (AED) при техническом содействии Совета по международным исследованиям и обменам (IREX).

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В этом отчете представлен краткий обзор результатов мониторинга 15-ти средств массовой информации, представляющих общественные и частные СМИ . В нем дается оценка уровня освещения масс-медиа Республики Молдова вопросов, связанных с коррупцией и нецелевым использованием государственных средств, а также антикоррупционных мер, предпринятых правительством, политиками и общественными организациями. Рассмотрены все материалы, затрагивающие тему коррупции в целом, конкретные факты мздоимства, обвинения в коррупции, озвученные различными субъектами, факты нецелевого расходования государственных средств, а также антикоррупционные программы.

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

В декабре 2007 года в восьми газетах, охваченных мониторингом в рамках проекта, опубликовано 87 материалов о коррупции и нецелевом использовании государственных средств. Больше всего материалов по этой тематике появилось в «Moldova suverană» (25) и ««Ziarul de gardă»» (16), затем следуют «Независимая Молдова» (13), «Jurnal de Chişinău» и «Timpul de dimineaţă» – по 12 материалов в каждой газете. Тем не менее, исходя из площади, соотнесенной к периодичности печатных изданий, рекордную площадь выделили интересующим нас вопросам «Ziarul de gardă», SP и «Jurnal de Chişinău» (см. диаграмму 1). Как и в предыдущем месяце, на страницах правительственного издания «Вести Гагаузии», выходящего в Комрате, не было опубликовано на одного материала, который соответствовал бы тематике мониторинга.

Самые релевантные сюжеты, оказавшиеся в центре внимания прессы в этом периоде, можно сгруппировать следующим образом: коррупция в системе правосудия и в правозащитных органах („Dreptul la frică” /Право на страх/, «Ziarul de gardă», 13 декабря, п.1; „Poliţiştii acţionează în numele legii, dar nu cunosc legea” /Полицейские действуют именем закона, не зная при этом закона/, «Ziarul de gardă», 13 декабря, п.5; „Justiţia execută ordine date dintr-un singur loc, de la Preşedinţie” /Юстиция выполняет приказы, исходящие от Президентуры/ , «Ziarul de gardă», 20 декабря, п.5; „Serafim Urechean: Guvern nu avem, iar parlamentul e o maşină de vot” /Серафим Урекян: Правительства нет, а Парламент превратился в машину для голосования/ «Timpul de dimineaţă», 17 декабря, п.5; „Soarta amară a fabricii de zahăr din Ghindeşti” /Горькая участь Гиндештского сахарного завода/, «Timpul de dimineaţă», 13 декабря, п.4); коррупция в системе образования („Corupţia e ca SIDA” /Коррупция – как СПИД/ «Ziarul de gardă», 27 декабря, п. 5; „Tinerii încearcă să lupte cu corupţia din învăţământ” /Молодежь пытается бороться с коррупцией в системе просвещения/, «Moldova suverană», 26 декабря, п.2; „Tirania opoziţiei politice din Moldova” /Тирания политической оппозиции в Молдове/ «Moldova suverană», 25 декабря, п.1); коррупция в местных органах власти („В списках не значилось, но…”, «Новое время», 7 декабря, п.4; „Вымогатели попались”, «Новое время», 7 декабря, п.4; „Sub masca democraţiei. Construcţiile neautorizate sunt cuiburi de interese” /Под маской демократии. Несанкционированные застройки – клубок интересов/, «Moldova suverană», 13 декабря, п.1). Экс-правительственные газеты «Moldova suverană» и «Независимая Молдова», освещая тему коррупции в общественных организациях, ссылались, в частности, на предполагаемые коррупционные действия в молдавском отделении Хельсинкского комитета по правам человека („Pentru corupţie, mită, falsificare de rapoarte, Comitetul Helsinki din Moldova a fost exclus din Federaţia Internaţională Helsinki” /За коррупцию, мздоимство, подделку отчетов молдавский филиал Комитета Хельсинки исключен их Хельсинкской международной федерации, MS, 14 декабря, п.1; „În atenţia Procuraturii Generale şi CCCEC. Cum ştie Nicolae Dabija să rătăcească în propria-i familie un monument arhitectural de importanţă naţională” /В центре внимания Генпрокуратуры и ЦБЭПК. Как Николае Дабижа умеет замести следы памятника архитектуры национального значения в недрах собственной семьи/, MS, 13 декабря, п.3; «Правозащитники», НМ, 14 декабря, п.10). «Jurnal de Chişinău» рассказал о коррупции в спорте („30 mil. de euro > 80 mil. euro?” /30 млн.евро > 80 млн. евро?/, 14 декабря, п.21), а «Ziarul de gardă» - о коррупции в таможенных органах („Făcuţi de o mamă?” /Рождены одной матерью?/, 27 декабря, п.4).

Также большинство обозреваемых газет освещали скандал, разразившийся между Кишиневским муниципальным советом (КМС) и АО «Термоком» после решения КМС вернуться к прежним тарифам на тепловую энергию. Стороны скандала обвиняют друг друга в нецелевом расходовании общественных средств и/или в коррупционных действиях. Бывшее правительственное издание «Moldova suverană» прямо или косвенно поддерживало АО «Термоком» и одновременно нападало на КМС и на генпримара столицы Дорина Киртоакэ, не приводя при этом точки зрения последних („Declaraţie tranşantă” /Заявление, не допускающее возражений/, 12 декабря, п.1; „Declaraţia de presă a administraţiei SA “Termocom”/Заявление для печати администрации АО «Термоком»”/, 19 декабря, п.2; „Bradul de sub geamul puterii opozante” /Елка под окнами оппозиционной власти/, 25 декабря, п.3). Независимые газеты «Jurnal de Chişinău» и «Timpul de dimineaţă» сравнительно беспристрастно освещали этот конфликт, давая право на реплику всем его участникам, но одновременно сообщая, что администрация АО «Термоком» получает чрезмерно высокие зарплаты („Termocom, bâta comuniştilor împotriva primăriei” / «Термоком» - дубинка коммунистов против примэрии/, JC, 14 декабря, п.5; „Termocom loveşte în consumatori” / «Термоком» бъет по потребителям/, T., 12 декабря, п.1).

На основании результатов мониторинга можно сделать выводы, что в ноябре:

• охваченные мониторингом СМИ опубликовали в основном тематические материалы о нецелевом использовании государственных средств (35%), утверждения о коррупции со стороны различных лиц, в том числе государственных чиновников высокого ранга, или обвинения в коррупции в их адрес (24%), а также материалы о коррупции в целом (24%). Газетные выступления, посвященные антикоррупционным стратегиям и программам, составили 13%, a конкретные факты коррупции – лишь 5% от общего числа (87) рассмотренных материалов (см. диаграмму 2).

• Релевантные материалы чаще всего касались местных органов власти (МОВ), которые в большинстве случаев упоминались в связи с нецелевым расходованием государственных средств. Кроме того, фигурантами материалов на тему коррупции становились органы центрального публичного управления (ЦПУ) – (в основном, когда шла речь о коррупции в целом и антикоррупционных программах), а также представители деловых кругов (БИЗ) (см. диаграмму 3).

• В большинстве рассмотренных материалов (53%) явление коррупции упоминалось в контексте других сюжетов или вскользь. 47% материалов непосредственно касались темы коррупции: максимальное их число появилось в региональном еженедельнике SP (все пять опубликованных релевантных материалов были посвящены непосредственно коррупции), республиканском еженедельнике «Ziarul de gardă» (10 из 16 материалов) и в «Jurnal de Chişinău» (8 из релевантных статей).

• В обозреваемых изданиях сюжеты о коррупции не были «гвоздевыми». Из 87-ми материалов, отвечавших тематике мониторинга, лишь 26 статей (около 30%) были первополосными. Чаще других на первой полосе помещали такие материалы газеты «Moldova suverană» (11 из 25) и «Независимая Молдова» (7 из 13), но, как правило, акцент в этих публикациях был второстепенным и коррупция упоминалась вскользь.

• По жанрам печатные СМИ предпочли в декабре информационные сообщения и редакционные статьи/статьи, выражающие ту или иную точку зрения. Подобные публикации составили около 53% и, соответственно, 29% от общего числа (87) проанализированных материалов. На долю интервью, аналитических статей и журналистских расследований пришлось лишь 10%, 4% и 2% соответственно. Тем не менее, оба журналистских расследования, опубликованные в декабре (одно в «Timpul de dimineaţă» и одно в еженедельнике SP) были хорошо обоснованы, в них присутствовали мнения всех причастных сторон.

• В 82% из 50-ти опубликованных релевантных сообщений и аналитических факты были изложены нейтрально, без высказывания автором своего мнения. Только в 9-ти случаях (18%) в них, помимо фактов, были включены и определенные оценки или личное мнение автора о данных событиях/фигурантах. В спорных статьях, освещавших вопросы коррупции, не всегда была представлена позиция всех причастных к конфликту сторон, а в случаях, когда они присутствовали (12 из 26 материалов такого характера), им не всегда выделялась одинаковая площадь для изложения своей точки зрения (10 случаев из 12-ти).

• В целом охваченные мониторингом печатные СМИ публиковали сообщения, построенные на информации, полученной либо из официальных источников на пресс-конференциях и других мероприятиях для прессы, либо на основе заявлений или обвинений, не подтвержденных соответствующими органами и не проверенных в результате дополнительных журналистских расследований. В среднем обозреваемые газеты использовали 1,68 источника на один материал. Чаще прочих цитировало источники региональное издания SP (4 на один материал) и «Jurnal de Chişinău» (2,41), реже других - «Независимая Молдова» (1,15 источника на одну статью).

• Антикоррупционные стратеги и программы представлялись без особых подробностей. В большинстве случаев материалы такого рода рассказывали об официальных встречах на высшем уровне, посвященных проблемам европейской интеграции, в ходе которых представители молдавского руководства заявляли, что одной из стратегических целей страны является и борьба с коррупцией.



Диаграмма 1: Площадь, выделенная релевантным сюжетам в среднем на один номер обозреваемых газет. (в приложении)

Диаграмма 2. Разработка тем в монитируемых печатных СМИ в период 1-31 декабря 2007 г. (в приложении)


Диаграмма 3: Частота появления фигурантов в материалах, опубликованных печатными СМИ в период 1-31 декабря 2007 г. (в приложении)





ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

В декабре охваченные мониторингом радио- и телеканалы передали в эфир, в общей сложности, 207 релевантных материалов. Наибольшее количество таких сообщений прозвучало по «Moldova 1» (46), NIT (35), «PRO TV» (34) (см. диаграмму 4). По продолжительности первые места занимают «PRO TV» (3 часа 48 мин.), «Euro TV» (2 часа 41 мин.) и NIT (1 час 34 мин.).

Широко освещался в декабре конфликт между кишиневской примэрией и АО «Термоком», который обозреваемые электронные СМИ подавали с различного ракурса. «Vocea Basarabiei» (11 декабря), «PRO TV» (10 и 11 декабря) и «Euro TV» (11 декабря) особо выделили нетранспарентность расходов, понесенных «Термокомом», и высокие зарплаты руководства предприятия, а по NIT (10, 11 и17 декабря) сложившееся положение дел было представлено как результат непрофессионализма муниципальных советников, как намерение собрать деньги для следующих выборов. Общественный телеканал «Moldova 1» представил конфликт как с точки зрения «Термокома» - как некомпетентность, незаконные и антисоциальные действия со стороны Примэрии (10 декабря), так и с нейтральной позиции (17 декабря). «Vocea Basarabiei» представила и позицию потребителя в отношении «Термокома» (9 декабря).

Как и в газетах, этот конфликт стал предметом обсуждения в передачах большинства обозреваемых каналов. В частности, тема поднималась в двух передачах „În profunzime” на «Pro TV»: с участием муниципальных советников (19 декабря) и генпримара столицы (17 декабря). Она обсуждалась также в двух передачах „Epicentru” на «Euro TV» - с участием директора «Термокома» и представителя Примэрии (11 декабря) и муниципальных советников (14 декабря). На «Moldova 1» тема рассматривалась в рамках передачи „Bună seara” с участием представителей обеих сторон конфликта (14 декабря) и в передаче «Резонанс» 15 и 29 декабря, в ходе которой вопрос был изложен с точки зрения «Термокома». В передаче „Mai ai ceva de spus” на канале NIT от 21 декабря, где шла речь о некомпетентности муниципальных властей, представители Примэрии отсутствовали. Гостем передачи „Puncte de reflecţie” на ««Vocea Basarabiei»» от 14 декабря был экономист Вячеслав Ионицэ, который завил, что «Термоком» используется как политический инструмент против Примэрии, а на передаче от 19 декабря муниципальные советники Э. Мушук и О. Черней говорили о возможных путях разрешения конфликта.

Другим событием, которому большинство обозреваемых каналов уделили в декабре серьезное внимание, стал «третий национальный саммит по борьбе с коррупцией», объявленный 4 декабря каналом «Antena C» и освещенный затем в передачах от 6 и 7 декабря. «PRO TV» представил исследование «Transparency International», в котором отмечалось, что наиболее коррумпированными являются парламент, полиция, медицинские учреждения, и что каждый третий молдаванин дает взятку (6 и 12 декабря). Некоторые результаты этого исследования представлены в репортажах с конференции «Достижения и перспективы в искоренении коррупции», переданных в эфир каналами «Moldova 1»и «Radio Moldova» 6 декабря; эти каналы привели также мнение премьера Тарлева о том, что он «не очень верит в результаты исследований различных НПО». «Vocea Basarabiei» также представила репортаж с Национальной конференции по борьбе с коррупцией (7 декабря).

В контексте антикоррупционных программ несколько каналов из числа охваченных мониторингом - NIT (20 декабря), «Antena C» (20 декабря), «Moldova 1» (23 декабря) – выпустили в эфир материалы о кампании по борьбе с коррупцией в высших учебных заведениях, развернутой Министерством просвещения и молодежи совместно с Альянсом студентов Молдовы и Республиканским сенатом студентов.

В качестве примера конкретных фактов коррупции «Moldova 1» сообщила о задержании примара села Бушилэ района Унгень по обвинению в вымогательстве трехсот долларов США за свою подпись под разрешением открыть междугородний транспортный рейс по перевозке пассажиров (21 декабря). NIT распространил эту же информацию, отметив и политическую принадлежность задержанного примара. Самому примару его адвокату слово представлено не было.

Информацию о том, что молдавское отделение Хельсинкского комитета по правам человека было исключено из Международной Хельсинкской федерации на основании серьезных обвинений в коррупции, передали «Moldova 1» (13 декабря), NIT (14 декабря) и «Radio Moldova» (13 декабря). В дополнение к основной информации отмечалось, что свою политическую карьеру генпримар Кишинева Дорин Киртоакэ сделал благодаря «Комитету Хельсинки», как координатор проектов в период 2003-2005 гг. «Vocea Basarabiei» представила точку зрения Штефана Урыту (12 декабря), не упоминая имени Киртоакэ. Также, этот вопрос обсуждался в рамках передачи „Puncte de reflecţie” 13 декабря, принять участие в которой были приглашены исполнительный председатель и исполнительный директор молдавского отделения Хельсинкского комитета по правам человека.

«Euro TV» (17 декабря) и «PRO TV» (18 декабря) представили любопытный сюжет о гражданине, которому надоело давать взятки дорожной полиции, и он провел акцию протеста, развернув на своей машине плакат с надписью „Toată poliţia rutieră este coruptă!” (Вся дорожная полиция коррумпирована). Полиция отказалась комментировать этот случай.

На основании результатов мониторинга за декабрь можно сделать выводы, что:

• В основном аудиовизуальные СМИ выпускали в эфир материалы, содержавшие утверждения/обвинения в коррупции (27,5%), посвященные антикоррупционным программам (24,1%) и нецелевому расходованию государственных средств (24,6%). 14,5% материалов касались коррупции в целом, конкретные факты коррупции освещались в 9,2% материалов (см. диаграмму 5). В основном охваченные мониторингом электронные СМИ распространяли сообщения, построенные либо на информации из источников в полиции, либо на утверждениях и заявлениях, не подтвержденных соответствующими органами и не проверенных в результате дополнительных расследований журналистов
• Релевантные материалы касались чаще всего центрального публичного управления (ЦПУ) и местных органов власти (МОВ), которые в большинстве случаев упоминались в контексте антикоррупционных программ и, соответственно, нецелевого расходования государственных средств. Также фигурантами анализируемых статьей нередко становились представители деловых кругов (БИЗ) (см. диаграмму 6).

• Лишь 48 релевантных материалов (23%) были подготовлены «по следам выступлений» (follow up). Наибольшее количество материалов folow up на тему коррупции прозвучало по каналам «PRO TV» (14 из 34), «Antena C» (9 из 21) и «Moldova 1» (14 из 46).

• Примерно в 45% материалов прямо поднимались вопросы, соответствующие тематике мониторинга; в остальных коррупция оставалась на втором плане (27%) или упоминалась вскользь (27%). Максимальное количество материалов, непосредственно посвященных теме коррупции, выпустили в эфир «PRO TV» (62% из 24 материалов), «Vocea Basarabiei» (57% из 14) и NIT (51% из 35).

• Около 89% материалов на тему коррупции составили информационные сообщения, 11% - передачи, где обнародовались различные мнения. Больше всего таких сюжетов, в ходе которых обсуждались или упоминались вопросы коррупции, либо нецелевого расходования государственных средств, прозвучали по «Moldova 1» – 12 и «Euro TV» – 5. «Antena C» не выпустила в эфир ни одной передачи, связанной с интересующей нас тематикой.

• В подавляющем большинстве (78%) сообщений, переданных в эфир в декабре, факты были отделены от оценок. Вместе с тем, из 91 спорной статьи 64% были несбалансированными, здесь присутствовала позиция только одной из сторон конфликта. Оба противника были предоставлены только в 29 материалах спорного характера, и только в половине из них обеим сторонам была выделена одинаковая площадь для изложения своей точки зрения. Охваченные мониторингом каналы информировались из различных источников. В среднем, на один материал пришлось по 2,11 источника. Максимальное их количество цитировались на «Euro TV» (3,22 на один материал), «Moldova 1» (2,15) и «Pro TV» (2,05).
• Большинство материалов, прозвучавших по общественным каналам «Moldova 1» и «Radio Moldova», касались антикоррупционных программ (11 и 15 материалов, соответственно). «Radio Moldova» выпустил в эфир много материалов о коррупции в целом (11 из 31) и ни одного о конкретном факте коррупции. Семь из 46 материалов, распространенных «Moldova 1», касались конкретных фактов коррупции. Вместе с тем, «Moldova 1» и «Radio Moldova» передали в эфир больше всего сюжетов, в которых коррупция упоминалась вскользь (64% на «Radio Moldova» и 58% на M 1). Каждый четвертый источник, на которые ссылалась «Moldova 1», представлял ЦПУ; «Radio Moldova» ссылалось на источники в ЦПУ в каждом втором материале.


Диаграмма 4. Число релевантных материалов, распространенных по радио и ТВ в декабре 2007 г. (в приложении)


Диаграмма 5. Разработка тем в обозреваемых электронных СМИ в период 1-31 декабря 2007 (в приложении)


Диаграмма 6: Частота появления фигурантов в материалах, распространенных электронными СМИ в декабре (в приложении)



Этот доклад подготовлен благодаря финансовой помощи американского народа, оказанной через Агентство международного развития США (USAID). Доклад не обязательно отражает точку зрения USAID или Правительства Соединенных Штатов Америки, за его содержание несет ответственность Независимый центр журналистики.
Система комментирования SigComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×