НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Кризис преодолен. Но имейте в виду

Экономика // 14:57, 20 февраля 2012 // 1474

Длительный конфликт по поводу принятия Бюджета-2012 между Исполнительным комитетом АТО и высшим законодательным органом края, не только обострявший социально-экономическую ситуацию в автономии, но и подрывающий авторитет местных властей, удалось преодолеть не без участия внешних сил, в частности, удачной дипломатической деятельности Турции, такого мнения придерживаются местные наблюдатели. Камнем преткновения стал вопрос о том, кто окажет помощь возврате долгов. Именно с кризисом и тенденциями к превращению его в острое противостояние двух ветвей власти связывают они недавний визит в автономию Чрезвычайного и Полномочного посла Турции Мехмета Селима Картала.

Основанием для таких предположений стало заявление спикера НС Анны Харламенко, сделанное ею в конце прошлой недели на пресс-конференции по вопросам отношений между депутатским корпусом и главой Гагаузии. Харламенко, в частности, сообщила, что на встречах с высшим руководством АТО турецкий дипломат, во-первых, призвал стороны к  компромиссу в поисках   взаимовыгодных решений, во-вторых, дал понять, что долго сохраняющееся здесь напряжение может отрицательно сказаться на реализуемых и планируемых турецко-гагаузских экономических проектах, направленных на техническое и материальное укрепление автономии.

Текущая и будущая активность нового посла Турции в АТО не  вызывает никаких сомнений и лишний раз подтверждается его первыми встречами на молдавской земле: 30 декабря прошлого года господин Картал приступил к выполнению миссии в Молдове, а уже 3 января текущего года он прибыл с официальным визитом в Гагаузию.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Роль Турции в становлении и развитии гагаузской автономии оценена по достоинству. О роли официальной Анкары в разрешении конфликтов в Гагаузии предпочитают говорить меньше, а то и вообще не вспоминать. А между тем, она отмечена в череде знаковых гагаузских событий. В Комрате по праву считают одним из авторов и непосредственным участником создания АТО Сулеймана Демиреля. Это он, президент Турции, прибыв летом 1994 года с официальным визитом в Кишинев, настоял на посещении Комрата – столицы непризнанной Гагаузской Республики и отверг все опасения кишиневских политиков за личную безопасность высокого гостя. Визит прошел успешно, и только после получения официального статуса Гагаузией в декабре этого же года стало известно, что Демирель давал чуть ли не личные гарантии, что некогда мятежная территория станет надежной частью РМ.

До сих пор считается, что в период с 1995 по 1999 годы различные политические силы Турции с недоумением оценивали происходящие в Гагаузии события, которые отмечались попытками Кишинева снизить полномочия АТО. Считается также, что именно по этой причине в Анкаре с удовлетворением отметили результаты «больших выборов» (проведенные в один день выборов башкана и депутатов Народного Собрания) летом 1999 года и возвращение в высшую исполнительную и законодательную власть группы авторитетных гагаузских политиков, участвовавших в начале 90-х годов в переговорах с Кишиневом о статусе автономии .   

Когда в 2002 году резко обострились отношения между центральными властями РМ и Комратом, группа гагаузских чиновников и депутатов побывала в Турции с целью провести там консультации по поискам выхода из политического кризиса, в Кишиневе болезненно отреагировали на «роль Турции во внутренних делах Молдовы» и даже намекали на «грубое вмешательство».  В среде так называемых народных патриотов Гагаузии до сих пор бытует мнение, что  на нескольких комратских деятелей, в том числе и на действующего башкана АТО,  именно в ответ на их турецкие контакты были открыты уголовные дела. В тот период в автономии получили активное воплощение в жизнь ряд совместных турецко-гагаузских социально-экономических проектов.  Особенно заметно реализовывал свои планы турецкий швейный холдинг «Ешим». Однако в июле 2002 года, в самый разгар кризиса, который тогда называли коммунистическим переворотом, руководство его представительства в АТО выступило с заявлением, поставив вопрос «о целесообразности дальнейшего размещения инвестиций в Гагаузии после отставки председателя НС Кендигеляна и башкана Кройтора». 

В документе указывались и мотивы такого решения, которые, прежде всего, кроются в «сохраняющейся политической нестабильности в крае, что не дает гарантий защиты частных зарубежных инвесторов». Авторы заявления также отмечали: «В автономии нет преемственности власти, Все смены власти сопровождаются элементами переворота и охаиванием предыдущих правителей. Каждое новое руководство начинает свою работу с нуля. Кроме вышеназванных причин, явно проглядываются тенденции вмешательства официальных властей РМ в дела  автономии, что наталкивает потенциальных инвесторов на мысль о марионеточности властей Гагаузии и отсутствии самостоятельности в принятии любых решений  и законодательной и исполнительной властей автономии, а также отсутствие экономических перспектив работы на ближайшие несколько лет».

Трудно сейчас определить, как повлиял документ на ситуацию в АТО, однако это было единственное внешнее предупреждение, что и заказчики «красного переворота» от правящей ПКРМ, и его исполнители в лице большой группы депутатов НС играют с огнем и рискуют навлечь  на всю Молдову серьезные внешнеполитические неприятности. Тираспольские власти уже были близки к тому, чтобы предложить команде Кройтора свою помощь, а  в соседних с РМ районах Украины обсуждали возможные мероприятия по приему беженцев из АТО. 

Если учесть «кровную заинтересованность» Турции в развитии и становлении АТО Гагауз Ери, которую она  демонстрировала все эти годы, то, наверное, следует со вниманием  отнестись к предположениям комратских наблюдателей, что посол Мехмет Селим Картал оказал своевременное внимание обстановке в автономии и мог, используя авторитет Анкары в высших властных структурах Гагаузии, повлиять на то, чтобы ее нынешние лидеры  вновь не скатились к противостоянию с тяжелыми для края последствиями. 

Впрочем, есть и другое, более прозаическое объяснение резкой смене настроений в конфликтующих группах. Глава АТО не нашел средств для выплаты зарплат бюджетникам (без принятия Бюджета-2012 они не получали зарплат) из других источников и решил пойти на уступки депутатскому корпусу в спорах о некоторых положениях главного документа года.  А если это так, то конфликт нельзя считать до конца разрешенным; возобновиться он сможет с новой силой по любому поводу. Предстоящая летом кампания по выборам депутатов НС станет кульминацией борьбы между командой Формузала и его основных политических соперников.