НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Виктор Гузун - об основных направлениях деятельности Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности

Экономика // 10:46, 3 февраля 2011 // 2077
altУважаемые коллеги, приглашенные!

Разрешите представить Вашему вниманию информацию об основных направлениях планируемой деятельности Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

В современных экономических условиях, сформировавшихся в Приднестровской Молдавской Республике, малое и среднее предпринимательство может и должно стать мощным рычагом для решения комплекса социально-экономических проблем, гарантом устойчивого развития экономики республики.

В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса может обеспечить дополнительную занятость и рост производства, увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, уменьшить миграцию населения.

В связи со сказанным считаю, что формирование Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности именно сейчас является своевременным и перспективным шагом на пути создания условий стабилизации экономической сферы республики и улучшения благосостояния ее граждан.

Проведенный анализ в сфере предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что вклад малого и среднего предпринимательства в экономику республики с каждым годом становится более заметным. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, улучшаются их ассортимент и качество за счет внедрения новых технологий. Увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Так, согласно информации Государственной службы статистики Приднестровской Молдавской Республики, за январь – сентябрь 2010 г. в республике осуществляют свою деятельность 3 852 организации негосударственных форм собственности с численностью работников до 100 человек, где более 50 процентов от общего количества занимают организации торговли и общественного питания.

При этом количество организаций, занятых промышленной деятельностью, составляет 472 единицы, или 12 процентов от общего количества.

Объем производства продукции (работ, услуг) такими организациями за 9 месяцев 2010 года в денежном выражении составил более 240 млн рублей, что на 15% (или на 36 млн рублей) больше, чем за соответствующий период прошлого года.

За 9 месяцев 2010 года организациями негосударственной формы собственности с численностью работников до 100 человек в бюджет и внебюджетные фонды было зачислено платежей на общую сумму свыше 200 млн руб., что на 13,6% (или на 27 379 000 рублей) больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Соответственно, считаю, что предпринимательство – это важнейший инструмент в развитии экономического потенциала и конкуренции, решении социальных вопросов республики.

Проведенный анализ ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства в республике показывает, что решение проблем, имеющихся в бизнесе, требует усиления роли органов государственной власти и создания новых механизмов в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства должна стать самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она должна строиться на принципе создания благоприятных условий для развития деловой активности, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства должна включать в себя, прежде всего, развитие инфраструктуры предпринимательства, которая, в свою очередь, будет способствовать оказанию хозяйствующим субъектам финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Сегодня в практической деятельности малое и среднее предпринимательство, промышленность сталкиваются с определенными трудностями, среди которых неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства, усложненность системы сбора налогов, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, нехватка квалифицированных кадров, высокая арендная плата, наличие административных барьеров.

Таким образом, в настоящее время сложилась объективная необходимость детального законодательного регулирования широкого спектра правоотношений в сфере развития малого и среднего бизнеса, а также промышленности, что является одним из оснований создания специализированного структурного подразделения Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, занимающегося исключительно вопросами малого, среднего бизнеса и промышленности.

Следует отметить, что в настоящее время нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства, промышленности в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется в соответствии с такими основополагающими (фундаментальными) законодательными актами, как:
- Закон ПМР «О развитии малого предпринимательства»;
- Закон ПМР «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства»;
- Закон ПМР «Об утверждении государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике и основных мероприятий по ее реализации на 2010-2012 годы»;
- Закон ПМР «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности юридических лиц – субъектов малого предпринимательства»;
- Закон ПМР «О промышленной политике в Приднестровской Молдавской Республике» и др.

Однако вышеперечисленные законы, к сожалению, не являются совершенными и не позволяют бизнес-сообществу активно развиваться и одновременно увеличивать объемы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

На основании вышеизложенного считаю необходимым определить следующие цели и задачи, стоящие перед Комитетом по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности:

1) ревизия и усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого и среднего бизнеса, а также промышленности, оказывающей влияние на предпринимательство;
2) повышение качества и эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на республиканском уровне;
3) активизация действующих и создание новых форм финансово-кредитных механизмов поддержки бизнеса с целью привлечения финансовых ресурсов в сферу предпринимательства;
4) совершенствование системы информационного обеспечения субъектов бизнеса и создание системы электронной финансовой отчетности;
5) выработка политики, направленной на создание стабильных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, создающей равные возможности для субъектов предпринимательства;
6) создание условий, необходимых для увеличения объема производства товаров, услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, и стимулирование внешнеэкономической деятельности;
7) повышение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте;
8) усиление роли производственного сектора в структуре малого и среднего бизнеса.


Учитывая поставленные цели и задачи, основными направлениями деятельности Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности будут являться:
1) промышленность и энергетика;
2) сертификация и стандартизация;
3) банкротство;
4) антимонополистическая деятельность;
5) защита прав потребителей;
6) развитие и поддержка малого предпринимательства;
7) защита прав юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления государственного контроля (надзора);
8) применение на территории Приднестровской Молдавской Республики контрольно-кассовой техники;
9) финансовая аренда (финансовый лизинг);
10) инвестиционная деятельность.

Следует отметить, что сегодня в республике принят Закон «Об утверждении Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике и основных мероприятий по ее реализации на 2010-2012 годы». Государство планирует потратить на эти цели 50 млн руб.

В ближайшее время на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики поступит законопроект «О Фонде развития и поддержки малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике», через который и будет производиться финансирование Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Принимая во внимание ограниченность бюджетного финансирования, необходимо определить приоритетные сферы малого и среднего бизнеса, развитие которых будет способствовать повышению доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, что, соответственно, позволит достичь максимального социально-экономического эффекта при минимальном финансировании.

Уважаемые коллеги, в действующем Законе «О развитии малого предпринимательства» от 23 февраля 1999 года под субъектами малого предпринимательства понимаются предприятия и организации всех форм собственности, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период находится в пределах до 100 человек, за исключением предприятий торговли, общественного питания и предприятий по оказанию коммунальных и социально-бытовых услуг населению, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период не должна превышать 50 человек.

При этом отсутствует четкая система градации предприятий на микропредприятия и малые предприятия, численность которых гораздо меньше.

Твердо убежден, что для развития малого бизнеса необходимо ввести категорию микропредприятий и малых предприятий, численностью до 15 и до 50 человек соответственно, с применением индивидуальных систем налогообложения, отчетности и учета.

Введение таких категорий создаст действенную систему мониторинга малого и среднего бизнеса с целью отслеживания изменений объемов производства субъектов малого предпринимательства, объемов налоговых отчислений и изменений на рынке труда в целом.

Вышеуказанная система мониторинга позволит объективно отражать и отслеживать ситуацию в сфере малого и среднего бизнеса, показывать все пробелы в законодательном массиве республики, которые препятствуют положительной динамике перехода индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в микропредприятия, а из микропредприятий – в малые предприятия.

В связи с этим нам необходимо разработать и принять базовый закон о малом и среднем предпринимательстве, который будет детально регламентировать порядок и условия начала предпринимательской деятельности, систему льгот и государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, позволит получить свободный доступ к льготным кредитным ресурсам.

Убежден, что для развития деловой активности необходимо создать условия максимальной административной свободы предпринимательской деятельности. Для этого потребуется перенять опыт Украины и разработать новый для республики закон о разрешительной системе предпринимательской деятельности, который отграничит бизнесмена от чрезмерного административного давления со стороны контролирующих органов и позволит уйти от многочисленных согласований и разрешений чиновников путем определения минимально необходимого перечня разрешительных документов и согласований с органами власти.

Считаю, что Комитет по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности должен создать все условия для минимизации негативных факторов, сдерживающих развитие бизнеса и промышленности в Приднестровской Молдавской Республике.

Следует отметить, что в настоящее время на рассмотрении Комитета уже находится свыше 50-ти законопроектов, за ведение которых ответственен Комитет, большинство из этих проектов окажут прямое воздействие на социально-экономическую ситуацию республики.

Для полноценной работы Комитета, а также для всестороннего и детального изучения существующих проблем предпринимательства вижу необходимость налаживания тесного сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, профессиональными объединениями (союзами), хозяйствующими субъектами.

Кроме того, считаю необходимым создание эксперно-аналитического совета по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности, в состав которого войдут:
а) органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входят вопросы предпринимательства;
б) Торгово-промышленная палата Приднестровской Молдавской Республики;
в) Союз промышленников, аграриев, предпринимателей Приднестровья (СПАПП);
г) профессиональный союз предпринимателей Приднестровья.

Уважаемые коллеги, только полный комплекс озвученных мной мероприятий даст нам возможность:
- создать действенную систему, позволяющую малому и среднему предпринимательству в Приднестровской Молдавской Республике выйти на новый уровень своего развития;
- построить вертикаль органов государственной власти и местного самоуправления, отвечающих за развитие малого и среднего предпринимательства;
- подготовить обширную инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса;
- создать все необходимые условия для того, чтобы ближайшие пять лет стали периодом твердого становления и активного развития малого и среднего предпринимательства в республике!

В своей деятельности искренне надеюсь на поддержку коллег-депутатов, должностных лиц исполнительных органов государственной власти, местных Советов народных депутатов городов и районов.

Спасибо за внимание.